Альпинистские маршруты на вершину

Классификатор маршрутов

Маршрут

КТ
1 По левому внутреннему углу западной части стены, ВИЛКА, л.в.
                                                                                                        п.в.

2 По правому контрфорсу западной части стены КФ ФИЛАТОВОЙ
3 По второму контрфорсу западной части стены УХО
4 По левой стороне и центру Центрального бастиона ТРИАНГУЛЯЦИЯ
5 По центру Центрального бастиона СТРЕЛКА
8 По левой стороне Треугольника и центру восточной части стены ТРЕУГОЛЬНИК СЛЕВА
9 По центру восточной части стены ТРЕУГОЛЬНИК ПО ЦЕНТРУ
10 По правой стороне Треугольника и центру восточной части стены ТРЕУГОЛЬНИК СПРАВА
11 По центру Восточного бастиона

Схема маршрутов (в новом окне)

Маршруты начинаюся от верхней (старой) дороги Ялта - Севастополь в районе поселка Санаторное (бывшее Меллас).
Спуцститься с вершины, представляющей возвышение на южном крае яйлы - холмистого покрытого травянистой растительностью карстового плато - можно несколькими путями: во-первых, двигаясь на запад по хорошей маркированной тропе и спустившись на старую дорогу немного выше форосской церкви, во-вторых, двигаясь на восток и спустившись по крутому осыпному кулуару, часто называемым Киевским и расположенному восточнее соседней вершины Замок. Крому этого, спуститься можно по так называемому Башенному кулуару, расположенного у восточного края самой высокой вершины района - Кильсе Бурун. Он более удобен и безопасен для спуска. При выходе с него на старую дорогу имеется колодец с водой.

1. Мшатка-Кая по левому внутреннему углу западной части стены (ВИЛКА), 3А.
Маршрут начинается от верхнего шоссе в 150 м левее дорожного столба "38-й км", расположенного у западного края вершины. Вверх поднимаемся сначала по тропе и простым скалам, а затем по широкому неявному внутреннему углу, расположенному левее первого контрфорса, замыкающемуся в верхней части большой предвершинной башней. Под башней маршрут радваивается, огибая ее слева и справа по внутренним углам, и его общий вид напоминает двузубую вилку. Поднявшись слева по внутреннему углу на большой трапецевидный уступ стены, затем двигаться прямо вверх к дереву (у-к R1). Далее вправо и вверх по крутым плитам и стенкам в основание вымытого водой небольшого желоба. От него влево по стенке, а затем вверх к маленькому дереву под предвершинной башней. Здесь маршрут раздваивается.
Левый вариант: по стенке в расщелине в левом внутреннем углу и по ней к большому дереву (у-к R4). Далее влево, по длинному, наклонному внутреннему углу в обход башни. Затем по полкам и некрутым плитам влево и вверх на вершину.
Правый вариант (3Б): по крутым плитам вправо и вверх к группе деревьев (у-к R4). Далее по плитам в том же направлении в кулуар, сужающийся выше и переходящий во внутренний угол. Двигаться по нему и его стенкам в обход башни, а затем по плитам на вершину.
Время прохождения маршрута 2-3 часа.
Протяженность маршрута 460 м.

2. Мшатка-Кая по первому контрфорсу западной части стены (КОНТРФОРС ФИЛАТОВОЙ), 3Б.
От верхнего шоссе в 150 м левее дорожного столба "38-й км" подняться вверх сначала по тропе, а затем по простым скалам в направлении первого контрфорса западной части стены, до горизонтальной полки слева от ее основания (у-к R0). Далее вверх по контрфорсу (у-ки R1-R2). Скалы средней сложности. На участке R3 возможны примерно равнозначные варианты: влево к большой сосне и далее вверх по щели с заглаженными стенками; вправо по крутым стенкам и плитам. Затем вверх по контрфорсу (у-ки R4-R5). Участок R6 ключевой. Однако здесь тоже возможны варианты: вправо по плите и стенке; влево к большой сосне (пункт страховки) и с нее вправо и вверх по вертикальной плите. Лазанье сложное. Далее по скалам средней сложности выход на вершину.
Восхождение занимает 2-3 часа.
Потяженность маршрута 630 м.

3. Мшатка-Кая по второму контрфорсу западной части стены (УХО), 4Б.
От верхнего шоссе в 150 м левее дорожного столба "38-й км" подняться вверх сначала по тропе, а далее по полкам и небольшим крутым плитам вверх и вправо к основанию второго контрфорса вершины. Дальнейшее движение проходит по его центру. Участок R4 выводит на широкую террасу. По ней влево к гроту. От него вправо и вверх по вертикальной стенке. Следующий пункт страховки очень неудобный, так как расположен прямо на стене. На участке R6 двигаться сначала вправо и вверх, а далее - к основанию внутреннего угла, который выше переходит в извилистый камин, напоминающий одним закрученную в виде спирали трубу, а другим - раковину уха. Название маршрута УХО, как это ни странно, прижилось. По камину выход на вершину. Лазанье на всем маршруте ровное, средней и выше средней сложности.
Восхождение занимает 3-4 часа.
Протяженность маршрута 650 м.

4. Мшатка-Кая по левому краю и центру Центрального бастиона (Триангуляция), 4А.
От верхнего шоссе в 150 м левее дорожного столба "38-й км" подняться вверх сначала по тропе, а далее по полкам и небольшим крутым плитам вверх и вправо к началу маршрута. Ключевые участки маршрута R1 и R2 проходят по широкому крутому внутреннему углу-желобу, расположенному между вторым контрфорсом и Центральным бастионом. Вначале вверх по правой стороне внутреннего угла, а далее по крутым плитам его средней части. Пункты страховки неудобные, на искусственных точках опоры. На участке R3 двигаться вверх сначала по 15-метровой крутой стенке, а затем по гладкой плите, напоминающей по своему виду "пузо", подняться во внутренний угол. Далее вверх по нему, преодолев небольшой карниз, подняться к дереву. От него 20 м вверх по сложным скалам, а далее - вправо и тоже вверх по неявно выраженному контрфорсу. Далее двигаться вверх. но уже по левой части и центру бастиона по скалам средней и выше средней сложности. Заканчивается он у большого триангуляционного знака на вершине, хорошо видного с моря. Это послужило основой названия маршрута.
Восхождение занимает 3-4 часа.
Протяженность маршрута 660 м.

5. Мшатка-Кая по центру Центрального бастиона (СТРЕЛКА), 5А.
От верхнего шоссе в 150 м левее дорожного столба "38-й км" подняться вверх сначала 100 м по тропе, а далее вправо и вверх по небольшим крутым стенкам и полкам к основанию откола Центрального бастиона, по форме напоминающего стрелку (у-к R0). За это сходство маршрут и получил название стрелка. Затем по правой стороне стрелки вверх по скалам выше средней сложности. От откола (у-к R3) по дорожке из шлямбурных крючьев, часть из которых находится в плохом состоянии (сильно проржавели, обломаны), с использованием крюконогов или лесенок. Дальше по трудной вертикальной щели. Пункт страховки находится справа по ходу в небольшой раковине. Здесь имеются два шлямбурных крюка. Далее вверх 12 м по трудной стенке с нависающими участками до гладкой, крутой плиты справа, затем по ней с использованием шлямбурных крючьев на полку, в правой части которой имеется 2 шлямбурных крюка для организации страховки. На участках R3 и R4 первому идущему рекомендуется двигаться на двойной веревке. Дальнейшее движение на вершину происходит по центру бастиона - по скалам средней и выше средней сложности.
Восхождение занимает 5-6 часов.
Протяженность маршрута 625 м.

8. Мшатка-Кая по левой стороне Треугольника и центру восточной части стены (ТРЕУГОЛЬНИК СЛЕВА), 3Б.
От верхней дороги 100 м от ее ответвления на Форос по простым скалам подняться на заросшую кустарником наклонную террасу в левой части основания восточной части стены, к началу большого внутреннего угла (у-к R0). На участке R1 сначала подниматься по крутому внутреннему углу (живые камни), а далее по скалам выше средней трудности вверх и влево до выхода на длинную, местами прерывистую, наклонную полку - левую сторону Треугольника, образованного двумя наклонными полками, опускающимся к основанию восточной части стены. По ней вправо и вверх к началу кулуара (у-к R4). По нему подъем до небольшой наклонной террасы. С нее по левой стороне вертикального предвершинного внутреннего угла выход на вершину.
Восхождение занимает 4-5 часов.
Протяженность маршрута 510 м.

9. Мшатка-Кая по центру восточной части стены (ТРЕУГОЛЬНОК ПО ЦЕНТРУ), 4А.
Нижняя часть маршрута четких ориентиров не имеет. Поэтому его следует просмотреть в обратном направлении, то есть сверху вниз. Заканчивается маршрут большим предвершинным внутренним углом, откуда выход на вершину в центре его восточной части. Снизу к нему поднимаются две длинные наклонные полки, опускающиеся к основанию стены и образующие стороны Треугольника. Ниже между боковыми сторонами треугольника находится крутая, отвесная в верхней части стена. В центре ее хорошо видна группа деревьев. Это основные ориентиры маршрута.
От верхней дороги по несложным скалам и плитам подняться на наклонную террасу под центром восточной части стены (у-к R0). Далее по трудным скалам вверх к большой группе деревьев в центре стены. За ними укрывается небольшая пещера. От нее влево и вверх по по узкой полке под нависающие скалы. Далее двигаться вверх и влево по крутой щели (живые камни) к дереву на длинной прерывистой наклонной полке (у-к R4). По полке вправо и вверх к началу крутого кулуара (у-к R4), по нему подъем до небольшой наклонной террасы. С нее по левой стороне вертикального внутреннего угла выход на вершину.
Восхождение занимает 4-5 часов.
Протяженность маршрута 520 м.

10. Мшатка-Кая по правой стороне Треугольника и центру восточной части стены (ТРЕУГОЛЬНИК СПРАВА), 3Б.
От верхней дороги 100 м от ее ответвления на Форос по простым скалам подняться в правую верхнюю часть заросшей кустарником наклонной террасы, расположенной под основанием восточной части стены (у-к R0). От правого верхнего угла террасы по 5-метровой трудной стенке подняться на наклонную полку - боковую сторону Треугольника, образованного двумя наклонными полками, опускающимся к основанию восточной части стены. По ней вверх и влево к большому дереву (у-к R1). Отсюда вверх по скалам средней трудности в небольшую впадину, а далее вверх и влево на полку в основании небольшого внутреннего угла. По нему влево к скальному гребешку и далее к небольшой, сужающейся полке (у-к R2). По сложным скалам влево и вверх (у-к R3). По крутым и гладким плитам подняться на наклонную террасу (у-к R5). С нее по левой стороне вертикального внутреннего угла выход на вершину.
Восхождение занимает 4-5 часов.
Протяженность маршрута 560 м.

11. Мшатка-Кая по центру Восточного бастиона, 4Б.
Маршрут начинается в 20 м восточнее начала правой полки - стороны Треугольника, подход к которой описан в маршруте 8. С узкой наклонной полки двигаться по левой стороне небольшого неявно выраженного контрфорса к сосенке и далее по трудным стенкам вверх и вправо к пункту страховки на дереве. Далее вверх по центру бастиона. Ориентиром служит 20-метровый внутренний угол с деревом в его верхней части. На участке R2 сначала по короткой плите вправо, а далее вверх по трудным плитам, стенкам и углам. Внутренний угол в верхней чати нависает. Пункт страховки в небольшом гроте. От него по трудным плитам вверх (у-к R3) и через 20 м перейти вправо. Следующий пункт страховки на полке. Далее (у-к R4) сначала траверс влево по наклонной полке к дереву, а затем вверх по сложным скалам. В верхней части их нависающий 10-метровый камин (применять лесенки, крюконоги). Выше просматриваетсяширокий внутренний угол. Двигаться по его левой стороне (у-к R5). Далее вверх на вершину по скалам средней сложности.
На маршруте встречаются участки разрушенных скал, поэтому при восхождении необходима повышенная внимательность.
Восхождение занимает 4-5 часов.
Протяженность маршрута 620 м.