Дневник похода по Хибинам в 2000 году.

<<на главную    другие отчеты>>

10.03 (уже 11.03-сейчас 01.15).

Рога лежали у Бады в шкафу. Рогов было
много, только он их почти не носил.

Два дня перед маршрутом (или один, если сегодня 11-ое). Вокзал.Особо избранные пьют пиво у Ленина в парике (Света, Наташа, Майк, Рома - провожаюшие и Настя и я (Маша)- отъезжающие). Потихоньку (к 11-ти) подгребают остальные - Толстый (с мамой!), Иришка, Лена. Группа поддержки - Афанасьев и Согрин. Танюша. Стас (Бобков) - сволочь! Едем без кострового (и почему я всегда так доверяю людям?)
Костик заставляет нервничать. Является за 15 мин. до отхода поезда. Ничего, спасибо, что явился. Уехали! (И до последней минуты ждали Стаса...).
Проводник, кажется, хороший (правда,хочет тишины), т.к.открыл туалет раньше положенного, уступая просьбам девушек... Сидим, пьем чай, треплемся. Проводник требует тишины. Не хочу я в 9-ое купе. Молчу.
Рядом едет группа на Онегу. Есть там один знакомый (из моего РГПУ), пытаемся найти проволоку под костровое - у проводника и соседней группы нет. Будем работать - впереди Петрозаводск и Медвежегорск (как же! - прим. ред.). Заканчиваю - темно и хочется спать. Почерк ...овый (в смысле, плохой - прим. ред.). Извиняюсь. Спок. ночи.

Маша.

Наконец-то мы уехали из Питера. Костровое снаряжение так и не прибыло (и даже у проводника нет проволоки). Выдвигаются предположения лечь спать (т.к. чай выпили, булочки съели, проводник требует тишины и мы все устали, как собаки). Идея хорошая.

Лена.

11.03. День второй (суббота).

Толстый проснулся часов в 7, и хотя вроде бы не сильно шумел, но к 8-ми часам оказалось, что все проснулись. Весь день в поезде. Описывать все по порядку занудно. Большую часть времени заняла раьота по шитью и ремонту (лыжи, бахлы, варежки и т.п.).
Утром Маша приготовила всем по маленькому мешочку, типа для лавленточки. Очень мило, спасибо.
В середине дня проводнице удалось-таки выселить нас в другой конец вагона, подальше от ее купе. Как только наш шум перестал давить ей на уши, она стала заметно добрее.
Проезжаем по знакомым местам: Петрозаводск, Кедрозеро, Медвежья гора, Летний, Беломорск,Кемь... Зима практически ничего не изменила, все выглядит так же.
После ужина все сидят и смотрят в карты, Толстый излагает план маршрута. Скоро надо спать, вставать в пол-шестого.

Костя.

День хороший, совсем не напряжный. Рюкзаки не давят, с лыжами проблем нет. Все классно.
Наська бъется головой обо все выпирающие части вагона, в Беломорске мне пытались сделать градусник- вываляли в снегу, но голова сухая.
Кемь- ностальгия. Руководятел гонит спать. Завтра Имандра в 6:59. Спок. ночи всем сумашедшим.

Маша.

Болит голова! Проводник только что рассказал веселую историю про мальчика с черепно- мозговой травмой. Очень забавно.
Ах да, еще я сломала поезд, т.е.разбила стекло в тамбуре. Я нечаянно... Весело поход начинается!!!

Настя.

12.03. День третий (воскресенье).

Мы проснулись рано-рано... Вышли в Имандре (впрочем, как и собирались - странно, но пока традиции КТЧЖ не проявляются. Это улыбает). Проводник, который хотел тишины, ласково напутствовал и пожелал вернуться. На станции стоят минчане, бегают в радиалки.
Потом - самые тяжелые 10 км в моей жизни. Надеюсь, что самые. Встали на Меридиональном, не доходя немного до Часнайока. Рядом москвичи (4 чел.) - один пришел вечером с гитарой (Андрей), поиграли. Завтра радиалка - Юмъекорр и Аку-Аку. Посмотрим, что будет с моим первым перевалом. Хотя я уже знаю, что будет завтра (т.к. завтра уже сегодня - как летописец я халявщик). Но писать о завтра (т.е. о сегодня не буду, оставлю это другим - день будет (т.е. был) классным. О завтра (сегодня) я позволю себе сказать лишь то, что мне будет (было) так же хорошо, как сегодня было плохо. Все. Хочу спать. Рано вставать. Пока.

Маша.

13.03.2000. Понедельник. День 4-ый.

Сегодня очень трудовой. Погода с утра около -10 С. В 6:45 вышли в радиалку. Встречный ветер,поземка. В общем - гадость.
Ленчик на пластах (пластиковые лыжи - прим. ред.) резво катится назад. На перевал пришлось ей идти пешком, лыжи у меня за стяжками.
На Юмъекорр вспучились резво, зато на спуске резво стали страдать падучей.
Добрались до "звездочки". Иришка ломанулась по накатанной лыжне к Нефелиновым пескам. Пришлось возвращать. Сама Аку-Аку продувается как труба, но все-таки угнездились в 10:20 и запили чаем перевальную сладость.
Прошли "Аку", решили не идти по верхам по причине ветра в морду.Слились по ручью к Гольцовке, встали на магистральные лыжни. На ручье с Сев. Чорргора пообедали в 12:30 и в это время пошел снег, плюс ветер.
Вобщем, пришла в Хибины пурга. Шатер чуть не взлетел. Порывы шквального ветра. У костра засыпает снегом, но мы его все-таки развели, и греемся, и сушимся (в силу непонятности почерка, отредактировано- прим. ред.).Отбой в 22:00. Завтра страшный день - должны попробовать взять Южн. Чорргор.

Леша (он же Толстый, он же АНГ-прим. ред.).

Это был первый перевал в моей жизни. Ура! Вот в Хибины я приеду еще раз точно.
По дороге на перевал Юмъекорр из-за страшного скольжения (у меня пластик) я шла пешком и чуть было не покорила г. Хибинпахкчорр, но меня вовремя остановили. Ветер был ужасный - я стою на лыжах, ветер в лицо и я еду назад.
Бегунки - прекрасное изобретение!!!
Вечером москали пришли к нам прямо в шатер. Пели. Завтра что будем делать, непонятно (дует очень сильный ветер со снегом и может быть, что Южн. Чорргор непроходим, но терять день или уходить с маршрута не хочется).
P.S. Москали сказали, что нам на перевале еще повезло - мы успели проскочить до пурги, а вот они попали... А еще Толстый сегодня умылся!!!

Лена.

14.03.2000. День пятый (вторник).

-Бадочка, - шепотом попросил зок, - вынь
меня отсюда. Я больше не буду озоровать.

Трудный день... Я бы сказала, критический. Во всяком случае, для меня.
Сегодня мы прошли перевал Южный Чорргор. Кто прошел, а я проползла.
Для меня, Маши и Леночки это был первый перевал, пройденный с рюкзаками. Маша говорит, что это был самый лучший день в ее жизни. В чем-то я с ней не согласна. Когда у меня с самой вершины перевала дезертировала лыжа,я ругалась такими словами, которых я даже не знала. Кстати, без меня она ехала намного лучше, чем со мной.
Но с учетом, что мы думали, что сегодняшний день нам придется провести в шатре, прячась от жуткого ветра и пурги, сегодняшний день прошел очень даже.
На пути от перевала к базе Машка, Ленка и я падали бесчисленное количество раз, причем встать сами мы уже не могли (это относится тоьлко к Насте и Лене- прим. ред.)- Толстый замучился нас поднимать.

Почти перед самой базой нас встретило неожиданное препятствие. Иришка с Костиком обвалили снежный мост. Слава богу, плавать не пришлось. Иришка очень не хотела купаться в ручье и героически боролась за сухость своих лыж, держась за куст и собственное самолюбие, вскарабкиваясь в лыжах на достаточно крутой и рыхлый склон.
Наконец, мы пришли на базу. Ура! Почти цивилизация. Мы, точнее некоторые из нас, помылись, все отогрелись, попили чая со всякими вкусностями и побухали коньячку. Здорово.

Настя.

А мы с Машкой сегодня вымыли головы!!! Нач. базы Миша выдал нам много горячей воды, полотенце, 30 минут и отдельную "комнату". Yes! Я об этом мечтала со второго дня!!!
Что-то с Толстым не то... он опять умылся.

Лена.

Особенно интересно было наблюдать поползновения Иришки, цепляющейся за куст и седящей между лыж (на попе), которые соскальзывали в ручей. А вот на Костика смотреть грустно - он обваливал мост, а я оставалась еще на этом берегу. А потом я перекидывала лыжи, стояла в воде, пытаясь не уйти ниже ватерлинии бахил... В это же время Наська сидела в другом ручье, зарываясь носом в целый (ей больше повезло) снежный мост, щупая при этом рукой воду под мостом и поджидая спасущего ее безвременно Толстого. На следующий день мы сочинили некоторое подобие "вредных советов":
Если вы в ручье сидите, вылезать не торопитесь,
подождите лучше Баду, вместе лучше там сидеть.
А Бада (т.е. Толстый - см. Тютяевы "Бада и зоки") сегодня работал спасателем-поднимателем - помогал вставать упавшим Ленчику и Наське. Меня он этим обделил, но глумился пострашному. Лежу я на каком-то склончике в елочках. Снег рыхлый. Палки проваливаются, коленки подрагивают. Наконец нахожу оптимальное положение,даже лыжи не съезжают, опираюсь на палку, подтягиваюсь, но рука не в темляке, соскальзывает вниз, я зарываюсь лицом в снег (вниз по склону) и сверху меня накрывает рюкзак. Приятно. Кувыркаюсь, лыжи над головой, оказываюсь на 2 м ниже по склону - способ спуска интересен... Продираю глаза от снега и вижу ухмылку Толстого, у которого в руках фотоаппарат. А потом все, кто увидит эту фотку, будут думать, что это мое естественное состояние. На самом деле - единичный случай.

15.03.2000. Среда.

Белый Бада со стоном приоткрыл глаза и прошептал:
"Спасайся...", - но, завидев зоков, зажмурился и больше
не подавал признаков жизни.

Шестой день отъезла из города, 4-ый день похода. Вчера до часу ночи сидели бахтуны, играли на гитаре. А утром я с Иришкой дежурила, очень приятно вставать в 6-ть... Хотя совсем не чувствовалось.
На Южн. Рисчорр нам спасы соваться не советовали - в пятницу завалило группу. Погиб один человек, голову до сих пор не нашли. По весне оттает. Поетому сегодня забрались на Северный, постояли на вершине и слились обратно. Погода без ветра, но и без солнца, облака висят низко. Идет мелкий снег. Чай пить решили внизу, испугались плохой видимости. Спуск отличный, катуха приятная - просто кайф. Вчера Наська кидалась лыжами, сегодня, пытаясь тормозить палками, оставила их на склоне. Чай пили внизу.
На базе - полное разложение и объедаловка. Ближе к вечеру - полный смеховой маразм - чисто зоки. У всех болят животы от смеха, у Иришки не только от этого. Наська бегает босиком по снегу, я за нее сопливлюсь, у Толстого на плече нарисованная мною лилия.
Завтра сложный день - перевал Умбозерский и 27 км возможной тропежки. Костик от нас уходит, ему нужно в Питер. Жалко. Еще больше жалко Толстого. Ну да он выдержит, а мы прорвемся. Две теплые ночевки на базе расслабили по-страшному. Здесь просто чувствуется цивилизация. Чувствую, что завтра будет сложно.
Но зато на базе очень красиво - над горами меняются тучи и солнце. Лично я горы (такие) видела в первый раз. Я писчу (в смысле попискиваю). И жизнь хороша, и жить хорошо!

Маша.

Все тот же вечер там же... Все подстихли и ждут ужина. Хорошо лежать на нарах на животе, ничего не делать и болтать ногами. Завтра нам через Умбу, а там Ловозерье, как встретят они нас?
А пока розового заката мы давно не видали, нас холодят ветра, засыпают снега и лишь иногда освещает редкий луч застенчивого и прячущегося за тучи солнца. Вот вам и март. Но все не так плохо с погодой, т.к. мы все еще в нее верим.

Иришка.

16.03. Четверг. День 7-ой.

-Пожалуй, я пойду, - сказал белый Бада, - хвост поищу.
-Да темно уже! Куда ты? - пытался остановить его черный.
Но ничего не вышло. Так белый Бада и убежал.
Только почему-то не вернулся.

Раннее утро, ну этак часов 6:00 - меня пытается разбудить Толстый - ну дай Бог ему здоровья... На полу комнаты спят пришлые архангельцы, которые вечером не давали нам спать песнями и водкой. Мы мучительно встаем, мучительно топчемся по архангельцам, завтракаем, долго вошкаемся (просто жутко).
В 7:00 - выход на маршрут. Впереди маячит пер. Умбозерский. Костик провожает нас до перевала и работает ишаком - огромное ему на этом спасибо.
Машка обижена - ее рюкзак Костик проигнорировал, зато ей привалило счастье - рюкзак Толстого, которым успешно и была придавлена. Машку вечером пробило на благодарности, ею были возблагодарены все за все то, о чем она вспомнила! (Видать кто-то в лесу сдох).
Мы уходим из Хибин, не пройдя Южн. Рисчорр (голову-то мы и не нашли...).
После Умбозерского - уход по Каскаснюнйоку по хорошей лыжне. Катуха - блеск, но почему-то только у меня! Поэтому я сегодня болела лососизмом (Толстый заразил). Встаем на стоянку, погода вроде налаживается. Дай Бог, дай Бог. Мы с Леной играли в домовитых зоков, ублажали Баду, т.е. носили усиленно воду и пилили все близстоящие сушины.
Настя тем временем лавинной лопатой отрывает свою ногу из сугроба, вместо того, чтобы рыть шхельду. Толстый и Маша вгрызаются вглубь снега, роя костровую яму-работа кипит..!

P.S. А Настя сегодня все-таки упала на пер. Умбозерский...
Зоки доставали Баду до белых коленок, а Костика до печенок (в результате чего он и сбежал от них и их ежевечерней болтовни и приставаний) - Маугли кого угодно достанет.
А теперь фраза дня - "Ццц...Витек...!!!".
Доброй нам ночи, легкого подъема, хорошей лыжни и погоды!!!

Иришка.

17.03.2000. Пятница. День 8-ой.

Дни запутались, но сегодня едим 6-ой раскладочный день.
Самое противное-вставать рано. Завтрак, альпийский выход, У Наськи через 50 м рвется темляк, теряем 15 мин, идет на веревочках. На заливе теряется лыжня - а пошла она на ... - тропежки почти никакой. Толстый с Иришкой долго стыкуют карты Хибин и Ловозерья, берем ненужный азимут (135), т.к. другой берег виден. Несколько переходов по Умбе, причем на заливе подлип. Дальше лучше. Правда под конец начинает рябить в глазах от одного белого. Если вначале озера я аж видела точки (т.е. людей, по моему мнению), то под конец мне начали мерещится целые толпы - думаю, что это сурки. Или супарыши, что еще хуже. На озере наблюдаются холмы (это мне, а Наське - горы). Если видишь в стенке люк...
Вышли за несколько км до ручья Куфтуай. Сели на рельсы пообедать. После обеда сидим, отдыхаем, вспоминаем аналогичную ситуацию - наш первый выезд на Рощинку:
сидим на рельсах. Наська: "Что это за шум? Поезд идет?". "Ха-ха-ха! Самолет летит!". И из-за поворота вылатает поезд. Все врассыпную...
Вспомнили, посмеялись. Вдруг из-за поворота вылетает поезд! Несколько секунд полнейшего онемения, после все вещи оперативно скидываются в канаву, мы за ними. Стоим, машем ручкой машинисту, а нам задаются два каверзных вопроса: "Вам что, жить надоело?" и "Идиоты, да?". Маразм продолжается: глядя вслед уходящему поезду пытаемся выудить из снега мелкие вещи - слава богу, все находим. Наськина лыжа по привычке уезжает дальше всего в глубокий снег. Счастливая она девка! Хорошо, что мы успели съесть обед до этих прыжков - остались бы голодные.
"Ха-ха-ха! Самолет летит!"
4 км по железной дороге, подлип - лыжи волоком. Наська поняла, что они в походе- вещь необязательная, даже лишняя. Она выглядит сущим задохликом - может, даже получится фотография. Зоки продолжают доставать Баду... Кстати, после ухода Костика, Толстый что-то слишком посерьезнел. И погрустнел. Скучает, наверное.
Сворачиваем влево на отрог Киткнюк. Тропежка по гадким кустам. У Наськи опять рвется темляк, идет на манюне, которая из-за подлипа весит "не знаю, много. Она была просто неподъемная", - вспоминает Настя.
Через 2 км - стоянка. Я и Наська - костровая яма с костром, Ира с Леной - дрова и шатер, Толстый сбежал от нас под глупым предлогом "протопить лыжню". Отмаза тупая и железная. Зоки достали Баду.
Вспомнили "Алису в стране чудес", "Али-Бабу и сорок разбойников". Громко и весело.
Котел опрокидывается, Наська печально подъедает с земли сою. Варим ужин №9, зато каши - до отвала. Под Чивруай-Ладв Толстый нашел (точнее, встратил) группу из Костомукши. Стоят под перевалом на озере - облачно. Зато до перевала халявная лыжня.
Ловозерье встречает облаками. Наверху ничего не видно, может распогодится. Хочется солнца и катухи. Хочу на Сейдозеро!
К ужину наливка и спирт в чай. Алконавты! Хочется спать - мы с Иришкой дежурные. "Завтра тяжелый день", - говорпит руководитель. Всем спок.ночи! "Ццц... Витек!"

Маша.

Хочется спать, и все спят, а я зашиваю темляки. Около сорока минут не могу попасть в иголку (ниткой...). Очень долго копаюсь, в результате чего сгорает канделябр. Жаль...
Машка забыла сказать про здоровенную "Таррагону". Такая вкусная! Спасибо Толстому!
Да, кстати, моя приблудная лыжа опять меня покинула. Она была пристегнута как манюня и осталась висеть на каком-то дереве.

Настя.

Пойдем как всегда в шесть утра. Выспаться становится несбыточной мечтой. Сегодня цель - перейти Умбозеро и отметить "экватор" похода. До озера дошли по лыжне (спасибо тем, кто ее тропил). На озере лыжня потерялась, но это не важно: один только минус - это белый горизонт, серое небо - все сливается, глаза очень устают.
С поездом была еще та история, нас потом минут пять разбирал смех и мы не могли остановиться. Гулять по лесу, когда в нем очень много берез и то ли они за рюкзаки цепляются, то ли он за них, очень весело (за один час мотания по лесу я устала больше, чем за весь день).
Подлип страшный, но это к лучшему - хотя бы лыжи назад не едут. Примерно без четверти пять встали на стоянку. Толстый убежал (нет, с таким подлипом - уполз) тропить лыжню дальше, мы с Иришкой зынялись дровами, а Маша с Натсей - костром (правда, мы чуть не остались без ужина). На костре пытались высушить обувь... почти получилось, но ботинки сыроваты.
Завтра попробуем взять Чивруай-Ладв и дойти до избы у Сейдозера. Вах! Нравится мне это дело.

Лена.

18.03. Суббота. День 9-ый.

-Чтобы суп был вкусный... -Надо его подольше варить?
-Нет, надо пробовать почаще и кастрюлю лапами поглубже лазить.

Сижу и пишу это в шатре у группы из Костомукши. Они подошли вчера из Пунча, под перевал Чивруай-Ладв. Я когда тропил лыжню по отрогу, наткнулся на их лыжню. А день был веселый - мы перевалили Умбу, на котрой был экзамен по преодолению тонкого льда. Видимость гадостная. Ловоозерье выглядит чередованием белых и черных пятен. От этого пейзажа при ходьбе начинате ехать крыша. Озеро перешли к обеду, к пяти стали на отроге. Девицы отсались командоать в лагере.
Когда я вернулся с перевала, яма была освещена костром, шатер стоял, пила звенела, ужин был почти готов. За такие дела, а также за полуторную норму каши, я проставился праздничным сюрпризом: наливкой и шоколадкой. После ужина нас стало колбасить и после массажа Лене я завалился спать.

А.Н.Г.

Опять суббота, уже 12 ночи. Мы поставили печку, следовательно, шатер пришлось накрывать полиэтиленом, но об этом сообразили слишком поздно - в итоге появились небольшие лужи на пенах.
Костер на сетке отказывался разгораться. Чай был объявлен "закипевшим" после двух часов махания пенкой (Леша играл роль вечного двигателя). Перевал не пройти - видимость, мягко говоря, нулевая. Ребята из Костомукши нам очень обрадовались. Мы весь день просидели у них в шатре, играли в карты. Завтра решающий день - или мы уходим с маршрута (скидываемся к железной дороге и все) или проходим.
Сейчас сидим в шатре, пытаемс подсушить обувь, Машка показывает стриптиз и издает жуткие вопли ( спальник холодный, от печки далеко, сверху капает). Иришка источает аромат апизатрона и лечит всех окружающих, Настька пытается заболеть, замученный Толстый сидит около печки и делает новое топорище, попутно приглядывая за нашими вещами.
Сидим под перевалом. Идет снег. За дровами бегаем в зону леса (20 минут на лыжах вниз и примерно 40 вверх). В этом смысле жаль, что на КСС у нас сдох примус. Как-то здесь на полчаса распогодилсь и оказалось, что буквально в ста метрах от нас находятся скалы. Ночуем в облаке. Все отвратительно. Даже особых плюсов не найти. Ветра нет.
(Все будет хорошо, я не знаю как, это тайна, но все будет ОК). И даже массажа на ночь не было, вот так все были замотаны.

19.03.2000.Воскрасенье. 10-ый день.

-Хорошие зоки на дороге не валяются, они валяются на диване.
-Хорошие зоки помогают Баде, - сказал Бада.
-Не может быть, - усомнился Медов. А Мю-одов сказал:
-Пожалуй, мы пойдем погуляем.

Сегодня подтвердилось правило: 2-ки из Хибин в Ловозерье заканчиваются га подходе к перевалу. Так, простояв с Костомукшей день под перевалом, мы свалились вниз на свою предыдущую стоянку. Да, мы выходим на запасной вариант: по ж/д в обход гор в Ревду.
Зато я обогатился странными впечатлениями: что чувствует человек в облаке, каково стоять под скалами и не видеть их. как встретить незнакомых людей и на два дня стать с ними родными.
Сегодня, проснувшись в 6:00, я затопил печку и полез наружу. Видимость "0", сырость. Позавтракали и опять в тряпки. До 14:00 спали, потом решили обедать и валить вниз. В 16:20 собрались и свалили.
По накатанной лыжне катились как по маслу, но потом выехали на нашу лыжню по буеракам и тогда начались падения. И начались они с меня: я сверзился с первой же кочки. да так качественно, что барахтался как жук, упавший вверх ногами, пока не выбрался. Пока ехал по лыжне до стоянки то там, то сям натыкался на следы предыдущих падений.
Потом все пошло по накатанному: девченки валят сушину, ставят дом, я занимаюсь уютом и ужином. Вкусно поужинали и вот уже в 22:00 забилисб в шатер с теплой печкой. Завтра выход в Ревду по ж/д, дай Аллах нам удачи.

А.Н.Г.

20.03.2000. Понедельник. 11-ый день.

...Один зок Ме-одов болтался на ветке, крепковцепившись
в нее лапой и зажмурившись. Поняв, что притворяться дальше
бесполезно, он стал карабкаться наверх, крича: "Берегите лес!".
-Лез бы ты вниз, - посоветовал Бада и попятился назад, -
меньше было бы падать.

Утро. Просыпаюся от уютно потрескивающей печки (второй раз топим ее). На улице валит сырой снег - ну вот, вляпалисб в оттепель. Шатер весь мокрый. так что Толстый играет в Мудрого Каа... Вылезаем, отряхиваем шатер, собираемся и печально уходим по своей лыжне к ж/д. Мокрый снег большими хлопьями все еще идет, засыпая притихший лес, заколдованно чего-то ждущий, и нас, уходящих оюратно (бегство армии).
Выходим на ж/д - теперь делаем снимок панорамы Хибин и Ловозерья - прекрасный вид: справа - белая мгла, слева - белая мгла, сверху и снизу - она же, и везде снег. снег, снег (за шиворотом, в рукавицах, на лыжах, которые больше не едут).
Снимаем лыжи, у них сегодня выходной, и идем пешком по щиколотку в снегу /Такого снегопада, такого снегопада/... Идем с тайной надеждой на поезд.

...Когда ж придет мой паровоз, пусть неспеша,
Который пусть любой, но не иначе...

А пока нам попадаются лишь ломанные, ржавые и под откосом. Садимся оюедать, и веря в традиции, ждем поезда. И, о радость, появляется паровоз, который берет нас на борт и везет до Ревды, а потом обратно вдоль Умбы, в объезд Хибин в Кировск. Там же нас ждал микроавтобус (всего за 20 р.), который довез нас до вокзала в Апатитах.
Вот так замечательно кончился этот не очень замечательно начавшийся день. Берем билеты, через два дня мы будем дома. До встречи, Кольский, Хибины, Ловозерье и Сейдозеро, духи которого так и не пустили нас к себе.

Ира.

Грустный день. Мы уходим обратно в цивилизацию. Может быть, чтобы сгладить (в смысле, подсластить) этот день, нам очень везло: во-первых, этот противный мокрый снег шел только до 10 часов (но все вещи успели промокнуть). А потом мы уведели солнце и великолепную панораму Хибин, наши рюкзаки высохли, мы немного позагорали. Во-вторых, (хорошая традиция) после обеда нас подобрал поезд,на котором мы катались туда (в смысле, Ревда) - сюда (т.е. Кировск). В итоге мы остались без Иришкиного сюрприза (сушеные бананы).
В-третьих, с поезда сразу нашли Т-эшку, которая довезла нас прямо до вокзала в Апатитах. В-четвертых, мы взяли билеты без проблем и закупили столько продуктов, что хватит надолго. Как не хочется уезжать из Хибин, там было столько хорошего (плохое не запомнилось). Ребята из Костомукши обещали приехать на Смену в Лосево (знаешь их всего два дня, а ощущение, что всю жизнь). На прощание они нам спели песню "Ой, рябина-рябинушка" и теперь девченки ею просто бредят.
Какое несерьезное "пока", как будто скоро вместе соберемся,
Уткнули горы лица в облака, а мы, как будто нам смешно, смеемся.
Как будто расставаться нам легко, как будто ничего нас не связало,
Как будто бы совсем недалеко расходятся дороги от вокзала.
Вроде хороший день, все замечательно, а грустно. Но впечатлений море!!!

Лена.

21.03.2000. Вторник. 12-ый день.

- Так что мы у тебя, Бада, были, есть и
будем есть, - подтвердил Медов.

Все одновременно: 1-ый Ужин, ужин, ужин, ужин...
2-ой Ужин вкусный, ужин теплый,
Ужин вкусный, ужин теплый...
3-ий Ешьте сою в маринаде,
Ешьте сою в маринаде /вариант: с жженой кашей/...
4-ый О, свиной шашлык, как я хочу свиной шашлык!
Главное - держать темп и не смеяться.

Несмотря на позднее укладывание (на вокзале сидели с 21:00 до половины шестого, Иришка с Толстым звонили в Питер, мы ходили в магазин, дорвались до продуктов, я успела поругаться с ментом, в буфете даже руки помыли) проснулись в 9:00, в 10 - позавтракали.
Господи! Сыр, паштет, спрайт, мягкий хлеб! И вообще, я люблю поезд.
Когда Леха тактично попросил соседнее купе не курить в вагоне, к нам пришел извиняться мужик, кажется, Сергей, который распинался о своей жизни, называл Толстого Юрком, давал "четыре с половиной" и лез обниматься к Лехе. Толстый тактично отворачивался, доказывая свою нормальную ориентацию (или он ему просто не нравился?). К Ленке, называя ее Катюхой, клеился дедок (в стельку пьяный), зовет ее замуж при условии ее будущей кривоногости и его вставных зубов.
И еще мы вымыли Толстого! Оказывается, это была грязь, а не загар.
А Леху я, кажется, достала окончательно - но, во всяком случае, по нему я стала попадать чаще и защищаться тоже лучше. Но это только мое мнение.
В соседнем купе едет чел, отсидевший 20 лет. "На зоне есть плохие люди и их приходится убивать..." - Наська сразу зашептала: "мы хорошие!".
И вообще - весело. Только что была разборка похода - унала о себе много интересного. Стала еще больше себя ненавидеть.
Дополнения поощряются и приветствуются.

Маша.

С Толстым после похода совсем что-то не то: в поезде он добровольно согласился, чтобы ему вымыли голову.

Лена.

Зеленый поезд виляет задом... Перед нами вагон с заключенными. Целый день на станциях их окружают менты с автоматами и начинается посадка и высадка. Такое впечатление, что не люди, а... даже не знаю, кто. Хотя на время заключения это, может быть и так, но человек должен быть человеком всю жизнь.ю а не с перерывами. Менты обращаются с ними, как с отбросами, тот, кто ворвращается с зоны - в открытую издевается, хотя недавно был таким же. Я ничаго не понимаю. Отбой. Спокойной ночи.
P.S. На меня только что упал мой рюкзак с лавинной лопатой. Пора спать.

Маша.

Сегодня было веселое пробуждение: на станции, где зэков перегоняли из поезда в машину. Перед ними, сидящими на корточках, стоял охранник в маске, как у палача, а они должны были по одному быстро бежать (м 20) и залезать в машину. За ними бегал бульдог и хватал за ноги, а тех, кто медленно бежал, охранники подгоняли дубинкой. Малоприятное зрелище. Вот так нас встретил город.

А дедка Толстый устал гонять от нашего купе. Вот до чего некоторые хотят жениться.

Маразм крепчал.

На базе КСС нашли газеты "Вольный ветер". Прочитали научно-популярную статью о сурках-убийцах и испугались не на шутку (для справки: они могут пробить лед толщиной в 40 см, у них нет зубов и они засасывают жертву насмерть).

На следующий день Маша обнаружила страшную помесь сурка и опарыша - супарыша, коими были напуганы Лена и, в особенности, Настя. Супарыш более приспособлены к выживанию в снегах, но более пуглив. В марте от голода он собирается в стаи и не гнушается нападать на туристов. У них начинается гон с визгом и турист, попавший в их стаю, может быть принят за самку и загнан насмерть. Вот. А сурков мы теперь и сами боимся.

Супарыш сила страшная, супарыш - людоед.
Он зоков съел на ужин, а Баду на обед.

Бада! Где твой бегунок? - Его съел поганый зок...

Если вы с горы летите, впереди маячит выбор -
То ли Бада, то ли камень, то ли маленький овраг -
Тормозите лучше в Баду, Бада - Толстый, он простит.
Если вы с утра дежурный, то вставать не торопитесь,
Подождите лучше Баду. Бада все сготовит сам.

Разработана новая интерпритация известной поговорки:
Ира: "Маша, ты едешь за Толстым, не наступи на те же лыжи... весла... весла?.. Вилы!!!".
Через два дня они поняли, что это были грабли.
Перевал Умбозерский. Летит птица. Маша: "Это не может быть ворона,
это точно не ворона. Я уверена, что это не...". Птица: "Каррр!".